|
Ваша корзина:
Корзина пуста.
Новые модели
|
|
|
Статьи
Уголок покупателя
Интерьер
Уход за мебелью
Почерк стиля
Завитки и изгибы лепного декора, испещрившие интерьеры или фасады зданий похожи на таинственное письмо, оставленное нам мастерами той или иной эпохи. По нему, как по почерку, специалисты узнают характер и особенности времени, стиля. Сбивчивая, прерывистая манера выдает авторство эмоционального барокко, разборчивая, размеренная — уверенного классицизма, а плавная, тягучая — модерна. Понимая и узнавая почерк стиля, Вы научитесь грамотно выражаться на языке лепного декора.
В России лепниной стали украшать здания только на рубеже XVII-XVIII вв. Но вскоре, в сочетании с монументальной живописью, она стала излюбленным приемом декорирования интерьера. Белая матовая поверхность лепнины создавала особенный эффект, не похожий на блеск позолоченной резьбы. В силу самого материала переходы светотени становились нежнее и мягче, а форма пластичнее. Белый сочный рельеф отчетливо выступал на ярких голубых, нежно-зеленых, желтых, розовых стенах. Лепниной обрамлялись окна, арки, камины, потолки и т. д.
Вначале технология изготовления лепного декора была связана с крепкими традициями русской деревянной резьбы. Иногда мастера, по старинке, ножом корректировали формы. Благо лепнина делалась из мягкого камня. Но поскольку этот материал был слишком дорог, часто использовались его дешевые заменители: гипс и алебастр. Применялась также техника стукко, которая смешивала гипс или глину с добавками мраморной или гранитной крошки. Лепнина делалась вручную. Так создавалась ее неповторимость, а пластика и качество работы зависели уже от вкуса и профессионализма мастера.
В России первые опыты с лепным декором приходятся на время барокко. Для него характерны причудливые изгибы, ломанные линии, беспокойные ритмы. Лепнина барокко смягчает прямые линии стен и заменяет их характерными полукруглыми очертаниями. Она превращается в легкий, полный движения узор. Мастера особенно охотно изображали в эту эпоху амуров и ангелочков, за- драпированные ткани, букеты, гирлянды из фруктов, огромные валюты, картуши (декоративный щит или свиток), тяжелые, вычурные карнизы. Лепной декор часто превращался в своеобразную раму для большого потолочного плафона или настенного панно. Насыщенность такими украшениями сочеталась со сдержанным и строгим оформлением остальных поверхностей. Примеры такого декора можно найти во дворце Монплезир в Петергофе.
Во второй половине XVIII в. сказочная пышность барокко сменилась в строгостью и лаконичностью классицизма. Этот стиль четко выделил все вертикали и горизонтали интерьера, которые подчеркивались лепным декором. Украшения сосредотачивались в определенных местах и не покрывали полностью стены и потолки. Гладкие поверхности противопоставлялись рельефу лепнины. Орнамент классицизма симметричен и лаконичен. На смену беспокойным, ломанным линиям и необычным формам барокко приходят прямые линии, правильные геометрические фигуры. Строгий классицизм создавал впечатление статичности, простоты и ясности.
В это время вся Европа увлекается античным искусством. Однако стиль древних греков и римлян не копировался полностью, а творчески применялся в классицизме. В лепном декоре часто цитировались античные формы: изображались листья аканта, розетки (круглые стилизованные цветки) и сюжеты. Классицизм в России утверждали такие известные русские архитекторы, как В.И. Баженов, М. Ф. Казаков, И.Е. Старов.
В начале XIX в. в Россию приходит новый стиль — ампир. Патриотический подъем того времени усилил внимание к военной теме. Горящие факелы, лавровые венки, военные атрибуты стали часто изображаться в декоре. Ампирный интерьер подчеркивал ощущение мощи, акцентировалось внимание на нерасчлененном монолите стены. Лепной декор усиливал это впечатление. Теперь рельефные композиции располагались в простых по форме нишах, которые предельно насыщались декором, скрывающим даже стену.
После некоторого периода бесстилья в конце XIX — начале XX вв. в права вступает модерн. Лепной декор вновь обращается к кривым, текучим линиям, которые становятся простыми и лаконичными. Интерьеры модерна подчеркивали плавное соединение стен и потолков.
Многие стилевые направления XX в. экспериментировали с лепниной. Отличился строгостью и геометрией хай тек, вычурностью и навороченостью
Сегодня в моде лепнина всех стилей: и барокко, и классицизма, и модерна и прочее. Эстетические пристрастия людей не изменились, упростилась лишь технология изготовления лепного декора.
Высококачественные полимеры (полиуретан высокой плотности) пришли на смену традиционным материалам. В отличие от гипса такая лепнина не скалывается и намного дольше сохраняет свой вид.
Лепнина из полиуритана используется как для внутренней, так и внешней отделки. Она отличается четким рельефом, легкостью, прочностью и несложной установкой: приклеивается на сухую поверхность и покрывается любыми красками. Ассортимент полиуритановой лепнины довольно разнообразен: это карнизы, молдинги, купола, настенный декор, потолочные розетки, колонны и полуколонны, пилястры, пьедесталы и т. п. Все колонны, основания и капители полые. Несмотря на свои внушительные размеры они с легкостью могут переносится и монтироваться одним человеком. Колонны и пилястры выпускаются как в виде половин для установки плоскостью к стене, так и целиком — для установки отдельно.
Карнизы и молдинги из полиуретанового материала легко режутся, аккуратно стыкуются и могут поставляться в гибком виде. Любая изогнутая поверхность может быть красиво отделана такими моделями. Молдинги украшают не только потолки и стены, но и мебель, двери, зеркала.
Полиуретановая лепнина смело экспериментирует с освещением. Специальные карнизы с установленными внутри скрытыми лампочками создают интимный полумрак в интерьере. А монтируемые в стену ниши имеют подсветку, которая выгодно оттенит предметы, которые Вы туда поставите.
Вот так, рука об руку, идут по жизни технология и эстетика. Это сочетание простоты и красоты подкупает нас все больше и больше. Современная лепнина, сохранив великолепные формы, создала себе прекрасную репутацию благодаря своим техническим качествам.
|
|