Город Мастеров Карта сайта Контакты
Город Мастеров
Мягкая мебель
Корпусная мебель
Пластиковые окна
Ярмарка стройматериалов

Зарегистрироваться

Ваша корзина:

Корзина пуста.

Новые модели

Коллекция "Ромео"
Главная  \  Статьи  \  Интерьер  \  Настенная роспись  \ 

Статьи

Уголок покупателя Интерьер Уход за мебелью

Настенная роспись

Как ни крути, а прогресс не всегда вносит в нашу жизнь красоту. Удобство - да. Обои, плитка, побелка - вот, что ныне украшает стены и потолки подавляющего большинства домов. Древнее искусство настенной росписи мы вспоминаем лишь попадая в некоторые из общественных заведений - дворцы культуры, школы, детские сады. Позволить украсить себе стены живописными пейзажами - дело хлопотное и всё же... Посмотрите на фотографии. Неужели бы нам не хотелось, чтобы окружаещее однообразное пространство раздвинулось, ожило, заиграло красками, перенесло нас на берег моря, или в тропические джунгли? В зависимости от помещения, материала стены, температуры, влажности воздуха и других технических факторов роспись традиционно делалась либо в виде фрески (водорастворимыми пигментами по сырой штукатурке), либо темперно - клеевыми красками (пигментами, замешанными на яйце или казеиновом клее), либо красками на расплавленном воске (энкаустикой), либо масляными красками по сухой штукатурке. Ещё один вариант-живопись на деревянной панели или на холсте, который затем наклеивался на стену. Исторически в монументальном искусстве наибольшее распространение получили фрески и темперно-клеевая живопись. С 70-х годов прошлого века масляные краски, применяемые в Европе для росписи и коле-ровки стен, были окончательно вытеснены водостойкой темперой. Она лучше пропускает воздух, её можно мыть, в помещении темпера экологичнее масляных покрытий. Начиная с 50-х годов нынешнего столетия художники взяли на вооружение водо-эмульсионные, воднодисперсные и акриловые краски как наиболее стойкие, лёгкие в приготовлении, быстросохнущие, хотя и до сих пор недешёвые. А началось всё ещё с ритуальных рисунков, которыми наши пращуры стали украшать мрачные стены пещер. В начале III тысячелетия до новой эры египетские художники начали расписывать стены гробниц сценами предполагаемой загробной жизни. В Минойском искусстве на острове Крит впервые на стенах зданий появились фрески, датируемые 1700 г. до н. э. В римских домах I века до н. э., сохранив-шихся в Помпеях, Геркулануме, Остии, именно расписанные художниками стены являются своеобразным лицом жилища. Стенная живопись, выполненная восковыми красками, главенствует в интерьере. Она свидетельствует не только о вкусах, культурном уровне владельца дома, но и характеризует его общественный статус, политическую принадлежность, материальные возможности. Вторым рождением в Европе монументальная роспись стен обязана гению Джотто ди Бондоне. Его фрески в капелле Arena в Падуе произвели революцию в средневековом изобразительном искусстве. Выдающиеся мастера фресковой живописи эпохи Возрождения - Фра Анжелико, Мазаччо, Пьеро делла Франческа. Непревзойдённых вершин в этой технике достигли Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микельанжело. Художники-маньеристы Паоло Вернезе и Джулио Романо научились мастерски использовать в настенных росписях эффект иллюзии. Крупнейший художник-монументалист барокко, писавший маслом на холстах и деревянных панелях, которые затем укреплялись на стенах, - Питер Пауль Рубенс. Кстати, по латыни стена - murus, отсюда и художников, занимающихся росписью стен прозвали муралистами. В XIX столетии наиболее значительными стенными росписями считаются работы романтика Эжена Делакруа. В нашем веке мексиканские муралисты - прежде всего Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско и Давид Альфаро Сикейрос, - пользуясь всеми известными техниками, создали сотни монументальных росписей, украсивших сте-ны общественных зданий Мехико. Со времён Петра Великого в России монументальная стенная роспись (и в интерьере, и на фасадах) была обусловлена требованиями архитектуры и воспринималась как её органическая часть. У истоков формирования светских жанров этого искусства оказались приглашённые в Россию итальянские и французские мастера. Известные художники-декораторы Д. Валериани, С. Торелли, П. Г. Гонзага, Д.-Б. Скотти, А. Виги, а также выдающиеся итальянские архитекторы Ф.-Б. Растрелли, Д. Кваренги, шотландец Ч. Камерон и др. подготовили блестящую плеяду русских живописцев- монументалистов, выполнявших вместе с ними многочисленные заказы императорского двора. В середине XVIII столетия в России появились национальные кадры мастеров европейского класса. В их творчестве органично сли-лись западная и русская традиции внутрен-него и внешнего оформления зданий. Русские архитекторы О. И. Бове, Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьев, по чьим проектам возводились многочисленные обществен-ные и частные строения в пострадавшей от пожара 1812 г. Москве, уделяли пристальное внимание внутреннему декору, в том числе росписи потолков и стен. Не без влияния этих мастеров в моду входят альфрейная живопись, стильные гризайли, жи-вописные архитектурные "обманки", разнообразная колеровка и цветовой декор стен в зависимости от назначения помещений. Такой подход к оформлению интерьера позволял минимальными средствами достичь максимального эффекта. Выбор цвета, декоративная колеровка потолка и стен в интерьере - ремесло не менее древнее, чем искусство настенной росписи. Более того, в их основе лежат общие технические приёмы, одни и те же материалы. Приступая к стенной росписи, художник предварительно должен решить вопрос цветовой гаммы стен в целом. Известно, что каждый цвет определённым образом воздействует на человека психологически и физиологически: голубой успокаивает, красный возбуждает, жёлтый "заряжает" энергией. В комбинации, однако, те же краски способны произвести совер-шенно иной эффект. Разноцветные стены, колористические вариации в виде чередующихся полос, декоративные фризы, настенные орнаменты - это лишь малая толика художественно-оформительского арсенала. Выбор цвета и приёмов декоративной колеровки обусловлен многими факторами. Главные из них - общая стилистическая установка архитектора, назначение помещения, степень его естественной ос-вещённости, размеры, соотнесённость со смежными комнатами, залами, коридорами, лестницами. В жилых постройках XVIII-начала XX ве-ков высота потолков составляет, как правило, 5,5-4 м. В спальне или кабинете с высоким потолком человек может чувствовать себя неуютно. Но достаточно окра-сить потолок чуть темнее, чем стены или воспользоваться техникой теней (плавно-го перехода оттенков от более тёмных на потолке к более светлым на стене), чтобы визуально уравнять архитекгурные пропорции и сделать помещение уютным. Напротив, в современных домах, а также в мансардных помещениях потолки низкие - 3 м и менее. Это создает у находящегося в комнате человека ощущение тесноты и несвободы. Проблема решается подбором светлых тонов при покраске стен и потолка, при этом потолок должен быть светлее стен. Живописный фриз плюс цокольные декоративные панели и стена между ними в тех же тонах, что и область над фризом, также позволяют "приподнять" потолок художественными средствами. В комнатах, куда не проникает естественный свет, - в подвальных помещениях, ванных и т. д. - решить проблему восприятия пространства только путём подбора цвета стен и потолка нельзя. Краска лишь отражает световой поток, поэтому наряду с использованием светлых тонов в таких помещениях необходимо правильно организовать искусственное освещение. Определённым эпохам и художественным стилям присущи свои устойчивые комбинации цветов. Что даёт художникам-декораторам основание оперировать такими понятиями, как цвета итальянского Ренессанса, XVIII столетия, времён королевы Виктории и короля Эдварда, стиля Ар-деко и пр. Для итальянского Ренессанса характерно применение большого количества природных пигментов, используемых в технике фрески. Путём добавления в цвета спектра белой и чёрной краски художники создавали множество тонов и оттенков. Наиболее распространёнными были "земляные" краски - сырая и жжёная охра и умбра. В Европе XVIII века стены внутри здания красились недорогой и простой в применении клеевой темперой (в её состав часто входили жёлтая охра или окисел красного цвета). Использовались и менее распространённые составляющие, например, бычья кровь, придававшая краске ржаво-розо-вый оттенок. Состоятельные владельцы особняков предпочитали окрашивать темперой потолки, тогда как стены декорировались масляными красками. В состав последних входили тот или иной пигмент, белила и льняное масло. Была популярна имитирующая фактуру дерева ценных пород покраска дверей, ставен, элементов внутреннего декора. Наряду с распространёнными комбинациями тонов от белого до ярко-жёлтого, в конце столетия входят в моду дорогие краски цветочных оттен-ков, а также соломенного, апельсинового, лимонного, оливкового, персикового и небесно-голубого цветов. Вплоть до 50-х годов XIX столетия доминирующим цветом английского интерьера и экстерьера был зелёный. В целом же колористический выбор определялся индивидуальными особенностями помещения. Стены комнат с недостаточным естественным освещением обычно делались крас-ными, сиреневыми, тёмно-жёлтыми или желтовато-розовыми. В солнечных помещениях свет приглушался теневой покраской в диапазоне от голубого до зелёного. В 40-е годы тёмно-жёлтый и желтовато-розовый оставались в моде, потолок красился в кремовый или "не совсем белый" тон. При отделке стен стали использовать ударные цвета: терракотовый, красный различных оттенков и зелёный. В 50-е получили популярность светлые голубовато-зелё-ные, кремовые, бледно-жёлтые и бледно-розовые потолки. В 90-е годы на смену масляным и газовым светильникам пришло электричество. Новый тип освещения повлёк за собой необ-ходимость иных цветовых решений. В Англии начали делать стены комнат светлыми, часто белыми. В начале XX столетия в декоративной отделке стен и потолков также получили распространение светлые тона. В целом в английском интерьере 20-30-х годов преобладали мягкие кремовые и коричневые краски. Тем не менее, пастельные оттенки зелёного и холодные полутона голубого цвета не выходили из моды. В вопросах стенной росписи современные европейские дизайнеры активно обращаются к опыту предшественников. Но работают почти исключительно современными темперными и акриловыми красками. Западный частный интерьер разнообразен и многолик. Не теряют популярности альфрейная роспись стен в анфиладах дворцовых зал, барочно-рокайльные живописные аллегории, архитектурные и декоративные "обманки" классицизма. Но, наряду с ними, опять в моде растительно-зоологические панно и росписи стен в духе модерна и пост-модерна (в комнатах для гостей, зимних садах). Многие выбирают иллюзорную живопись на стенах гостиных. Предпочтителен эффект окна или иллюминатора, за которым простираются горный ландшафт, подводный коралловый риф и пр. Работы выдающегося художника-муралиста Артура Спенсера Робертса представляют интерес не только для ценителей британской монументальной живописи. Кисти мастера принадлежат росписи потолков и стен во дворце Port Lympne, построенном в начале века сэром Филиппом Сассуном в качестве резиденции для приёма и отдыха высокопоставленных гостей. В доме и прилегающих к нему садах и парках работали и отдыхали Гарольд Вильсон, Ллойд Джордж, Уинстон Черчилль, Бернард Шоу, Томас Лоуренс, Чарли Чаплин и другие известные личности. В годы Второй мировой войны германская авиация разрушила часть дома, оформленную известным художником-декоратором балетов Дягилева Jose-Marie Sert the Catalan. В 1985 г. на средства г-на John Aspinall А. Спенсер Роберте взялся за масштабную работу по восстановлению интерьера так называемой "живописной комнаты". При росписи потол-ков и стен он использовал сюжеты из жизни диких животных. Как художник-анималист А. Спенсер Роберте приобрёл опыт во время военных действий в предгорьях Гималаев. Ему не раз приходилось отправляться в джунгли, где он наблюдал за повадками диких зверей. На стенах и потолке просторного помещения "живописной комнаты" мастер изобразил свыше 220 разновидностей зверей и птиц. И всё это на фоне величественных снежных гор, среди тропических джунглей и на берегах полноводной реки. Цветовой дизайн стен и потолков требует не только от художника-декоратора, но и от заказчика определённых знаний о суще-ствующих стилях. Задача оформления стен под силу лишь профессионалам. Она становится на порядок сложнее, если в интерьере планируется также роспись потолка. Сейчас спрос на настенные и потолочные рос-писи постоянно растёт. К сожалению, не так много мастеров способных профессионально и стильно справится с этим. Будем надеятся, что спрос породит предложение и воскресит к жизни это прекрасное и древнее искусство.

Источник: http://www.interior.com.ua
Наверх
Информация © 2007–2024 Город Мастеров
Создание сайта © 2007–2024
Интернет-компания СофтАрт
Наши телефоны: +7 (831) 244-93-20, 244-93-45
Адрес: 603032, г.Н.Новгород, ул.Памирская, 11
Подробная информация